Количество нормативных актов по охране труда сократится на 93,3%





Цель нашей компании - предложение широкого спектра услуг при постоянно высоком качестве обслуживания. 

Наши преимущества:
  • Индивидуальный подход
  • Большой опыт работы
  • Доступные цены

16 июля 2020

По данным сайта, посвящённого реформе контрольно-надзорной деятельности и реализации механизма «регуляторная гильотина» – контроль-надзор.рф (knd.ac.gov.ru) на международной онлайн-конференции «СИЗ – НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОМ МИРЕ» состоялось первое публичное выступление нового директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты России Георгия Молебнова.

В ходе выступления Георгий Молебнов подробно остановился на данных статистики травматизма и отметил, что основными причинами тяжелых несчастных случаев на производстве по итогам 2019 года явились:

  • неудовлетворительная организация производства работ – 32,4%;

  • нарушение работником трудового распорядка – 9,7%;

  • нарушение правил дорожного движения – 8,1%;

  • нарушение технологического процесса – 4,6%;

  • недостатки при подготовке работников 4,1%;

  • неудовлетворительное содержание рабочих мест – 3%;

  • неприменение работниками СИЗ – 2,7%;

  • другие причины, такие как эксплуатация неисправных машин и несовершенство технологического оборудования – 35,4%

Значительная часть доклада касалась планов по совершенствованию законодательства в области охраны труда и именно эта задача на текущий момент является приоритетной для Минтруда.

Государственное регулирование в сфере охраны труда на сегодняшний день обеспечивается международными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и 1091 нормативно-правовым актом в сфере охраны труда. В число этих действующих документов входят:

  • НПА, предусмотренные ТК РФ - 25 шт;

  • Правила по охране труда - 113 шт;

  • Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ - 64 шт;

  • Типовые инструкции по охране труда - 725 шт;

  • Акты, регламентирующие гарантии и компенсации за вредные условия труда - 102 шт;

  • Методические рекомендации и иные НПА - 62 шт.

Новая перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда ставит перед собой две основные цели:

  1. Снижение травматизма и сохранение здоровья работников

  2. Снижение регулирующей нагрузки на работодателя

Для решения этих задач Минтруд поставил перед собой следующие задачи:

  • Совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития

  • Внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма. Планируется отказ от типовых отраслевых норм выдачи СИЗ и выдачи их только на те рабочие места, где обнаружены вредные и опасные факторы производственной среды. Это увеличит степень защищенности работников и снизит экономическую нагрузку на бизнес.

  • Устранение дублирований в НПА Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. В 2019 году Минтруд выработал положения, которые учитываются при выработке новых НПА Ростехнадзором и Минтрудом, особое внимание уделено исключению дублирующих норм. В 2020 - 2021 Минтруд будет проводить анализ санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов на предмет наличия в них дублирующих положений в сфере ОТ с целью выработки предложений по дальнейшему исключению подобного дублирования.

  • Экспериментальный правовой режим для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальных органов Роструда.

Новая схема регулирования в сфере охраны труда предусматривает Конвенции Международной организации труда, Трудовой кодекс Российской Федерации и НПА, предусмотренные ТК РФ и Правила по охране труда.

О принятии новых документов.

1) Обучение по охране труда. Принятие нового порядка обучения работников организаций взамен действующего постановления 1/29 планируется в 2021 году.

2) Средства индивидуальной защиты. В 2021 году планируется внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ для всех видов экономической деятельности и утверждение Правил обеспечения работников спецодеждой и др. СИЗ. Единые нормы предусматривают переход от списочного порядка предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии/должности к индивидуальному, в зависимости от выявленных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов. Новые единые типовые нормы снизят финансовую нагрузку на работодателя, при этом он получит право самостоятельно выбирать необходимые СИЗ. Переходный период растянется на 3-5 лет с апробацией в отдельном регионе/отрасли. Новый нормативно правовой акт по СИЗ заменит 66 действующих.

3) Правила по охране труда. В настоящий момент действуют 113 правил по охране труда. Планируется, что в 2021 взамен их будет действовать 48 штук: 18 новых правил взамен 83, принятых до 2012 года и 30 правил, зарегистрированных Минюстом в период с 2012 по 2019 гг., которые подвергнут пересмотру и актуализации.

4) Инструкции по охране труда. В рамках регуляторной гильотины планируется полная отмена всех 725 типовых инструкций. Взамен Минтрудом будет предложена единая структура инструкций по охране труда которая установит единый подход к инструкциям и поможет работодателям в процессе их разработки.

Таким образом в результате реализации механизма регуляторной гильотины вместо 1091 действующих НПА планируется принятие 73 НПА, что сократит количество актов по охране труда на 93,3%.

По мнению Молебнова Г.В. новое регулирование трудовых отношений в сфере охраны труда позволит усилить профилактические и предупредительные меры в отношении безопасного труда работников, сохранить жизнь и здоровье работников, устранить устаревшие и дублирующие нормы, а также обеспечит снижение регулирующей нагрузки на сферу охраны труда.
Источник