<Письмо> Росприроднадзора от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771 "О рассмотрении обращения"

29 Июня 2016

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 25 мая 2016 г. N РН-03-03-31/9771

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросам определения права собственности на отходы, образуемые при бурении скважин, о порядке нормирования данных отходов, а также по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения и сообщает следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности определены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу ст. 210 Кодекса, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Вместе с этим по вопросу разработки проектов НООЛР поясняем следующее.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

В соответствии с п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, проекты НООЛР содержат обоснование предлагаемого обращения со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Таким образом, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности, либо сведения об отходах, на которые им было приобретено право собственности в соответствии с Кодексом.

Однако в отношении отходов, образуемых в процессе бурения скважин, сведения представляются в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, осуществляющего буровые работы на основании соответствующей лицензии на пользование участком недр. Представление сведений об отходах бурения в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, не имеющего лицензии на пользование недр, не осуществляющего буровые работы и принявшего их в собственность, будет являться недостоверной информацией.

По вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона N 89-ФЗ внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется хозяйствующими субъектами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.