На сайте regulation.gov.ru размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее соответственно – Законопроект, КоАП).
Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, его целью является комплексное совершенствование механизмов обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством санкционного и профилактического воздействия на все группы лиц, осуществляющих виды деятельности в области промышленной безопасности, повышения быстроты пресечения правонарушений в сфере промышленной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, а также создания правового механизма указанного воздействия на контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты.
В пояснительной записке среди прочего указано, что в целях обеспечения применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за невыполнение требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев) Законопроект предусматривает дополнение статьи 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» КоАП частью 3.1, определяющей самостоятельный состав административного правонарушения, заключающегося в нарушении отдельных требований промышленной безопасности, в том числе в невыполнении требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев), и устанавливающей безальтернативную санкцию в виде административного приостановления деятельности юридических лиц с одновременной дисквалификацией должностных лиц за совершение такого правонарушения.
Законопроектом предлагается увеличение размеров штрафов за нарушение требований промышленной безопасности, а также за невыполнение предписаний до размеров, позволяющих достичь эффективности профилактического воздействия при применении данного вида санкций.
Законопроект предусматривает увеличение размеров штрафов за нарушение требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Законопроектом предусматривается уточнение состава административного правонарушения, заключающегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в части дополнения его нарушениями плана развития горных работ в целях обеспечения соблюдения пользователями недр всех обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в полном объеме. Также в Законопроекте понятийный аппарат, используемый в КоАП, приводится во взаимное соответствие с указанным законом в части наименования «федеральный государственный горный надзор».
Таким образом, указанные предлагаемые законопроектом изменения конкретизируют составы административных правонарушений, совершаемых на объектах ведения горных работ и связанных с несоблюдением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также усиливают меры ответственности соразмерно современным экономическим показателям и создают условия для немедленного пресечения выявленных нарушений путем наделения соответствующих должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, полномочиями по применению административного наказания в виде административного приостановления деятельности за совершение указанных правонарушений.