Согласно информации, опубликованной на сайте СОЗД ГАС «Законотворчество», на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» (далее – Законопроект).
Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, он направлен на устранение правовых коллизий в положениях действующего законодательства, приведение в соответствие с принятыми ранее нормами законодательства отдельных положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категорий. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Таким образом, в настоящее время разделение и соответствующее регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства нормами Федеральных законов № 89-ФЗ и № 7-ФЗ, не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – HOOJIP) устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и объектах II категории, в случае выдачи на них КЭР в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ.
Вместе с тем действующие нормы законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что, в свою очередь, создает правовые коллизии в части прав и обязанностей хозяйствующих субъектов по разработке и утверждению НООЛР в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 219-ФЗ.
Законопроектом предполагается приведение в соответствие со статьей 3 Федерального закона № 219-ФЗ абзацев тридцатого и пятьдесят третьего статьи 5, абзацев восьмого и двадцатого статьи 6 и пункта 7 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, касающихся полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части нормирования деятельности по обращению с отходами, а также положений статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ и статей 24 и 312 Федерального закона № 7-ФЗ в отношении обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на объектах I и II категорий по разработке и утверждению НООЛР. Принятие Законопроекта позволит устранить противоречия, содержащиеся в действующем законодательстве и затрудняющие правоприменение.